Преподаватели Учебного центра _ Наталия Рябенкова

Сегодня гость нашей рубрики — Наталия Юрьевна Рябенкова, председатель предметно-цикловой комиссии «специальное фортепиано», преподаватель Кировского колледжа музыкального искусства имени И. В. Казенина, заслуженный работник культуры Кировской области.

В феврале 2020 года Наталья Юрьевна провела для преподавателей детских школ Республики Коми курсы повышения квалификации по программе «Актуальные методики обучения игре на фортепиано в детской школе искусств».

Предлагаем вашему вниманию интервью с нашей гостьей!

– Традиционный для нашей рубрики вопрос – как Вы стали музыкантом? Расскажите, пожалуйста, о вашем музыкальном образовании и становлении в качестве музыканта-преподавателя.

— Я из музыкальной семьи пианистов. Мои родители всю жизнь проработали в Кировских музыкальных учебных заведениях. Мама заведовала отделением пианистов в Колледже культуры, отец преподавал в Колледже искусств. В музыку меня специально никто не направлял, училась я с удовольствием, легко, а вот после победы в 5 классе ДМШ на каком-то конкурсе (а нужно отметить, что конкурсы проходили в те времена очень редко и имели довольно серьезный статус), вдруг наступило какое-то озарение, желание учиться дальше. После окончания (тогда) Кировского училища искусств, поступила в Горьковскую консерваторию. Мне очень повезло с преподавателем, но впрочем, мы были уже знакомы, и она планировала взять меня после поступления. Это профессор Любовь Ароновна Сорочкина. В разные годы она имела счастье учиться у Марии Гринберг, Якова Мильштейна и Александра Йохелеса. Помню её легендарную фразу о том, что мы — последователи направления в музыкальном исполнительстве Константина Игумнова – это интонационная работа, работа над звуком, содержательность в исполнении произведения. После четвертого курса обучения в консерватории мне поступило предложение работать в нашем Кировском колледже искусств. Поэтому пятый курс консерватории я заканчивала очно на свободном посещении, при этом имея нагрузку в колледже. Ездила в Нижний Новгород (тогда город Горький), сдавала зачеты и обратно в Киров к ученикам. Вот так началась моя педагогическая жизнь, полная музыкальных и педагогических событий.

– 14 ноября 2020 года Вы отметили творческим вечером 30-летие педагогической работы в Кировском колледже музыкального искусства имени И. В. Казенина и 20-летие деятельности на посту председателя предметно-цикловой комиссии «Специальное фортепиано». Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности за эти годы, об основных ее направлениях и главных достижениях?

– Трудно рассказать обо всем, много событий произошло за этот временной промежуток. Многие выпускники закончили различные ВУЗы России в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Глазове, Петрозаводске, Перми. Всегда у меня был интерес к методике в музыкальном образовании, поэтому стараюсь каждый год изучить что-то новое, уже написано много работ, есть публикации в консерваторских изданиях. В 2013 году стала автором курса лекций «Основные системы музыкального образования» по предмету, не имеющего аналогов в средних профессиональных учебных заведениях, читаю этот курс в колледже.

Конечно, нельзя обойти вниманием концертную работу – её много, каждый год стараюсь делать классные концерты. С 2014 года совместно с Вятским художественным училищем им. Рылова организовывала художественно-концертные программы под названием «Музыкально-художественный салон». В основе проекта – тематические вечера с участием музыкантов, художников и поэтов Кирова и Нижнего Новгорода. Было здорово — играли педагоги, студенты, были музыкальные премьеры, подключала камерный оркестр филармонии, играла сама. В 2017 году в рамках Второго Всероссийского педагогического форума в Нижегородской государственной консерватории (академия) им. Глинки на конкурсе методических работ «Творческие идеи – методические решения» стала лауреатом II степени в номинации «Творческий проект».

– С 1990 году при Кировском колледже музыкального искусства существует детская музыкальная школа. Исторически это была школа для музыкально одаренных детей, целью открытия которой была их ранняя профориентация. Как написано на страничке школы, «высокую планку школа держит и по сей день». Расскажите, пожалуйста, о специфике школы?

– К сожалению, ничего сказать не смогу, в школе я не постоянный преподаватель. Беру учеников старших классов и готовлю их к профессиональному будущему.

— В феврале 2020 года Вы провели для преподавателей детских школ Республики Коми курсы повышения квалификации по программе «Актуальные методики обучения игре на фортепиано в детской школе искусств». Слушатели отметили актуальность и полноту освещения представленных тем. Какие вопросы фортепианной педагогики, на Ваш взгляд, стоят сегодня особенно остро?

— Отдельный бооольшой разговор! Проблем много: уровень развития учеников современности, их совершенно другой тип мышления, кругозор, что накладывает огромный отпечаток на стиль работы и последовательность в наших занятиях.

– Вы активно ведете свою страничку в контакте где, помимо профессиональных моментов, в полной мере отражается Ваше личное обаяние, оптимизм, отличное чувство юмора! Вы знакомите посетителей странички с вашим музыкальным прошлым, рассказываете о Вашей «музыкальной родне», рекомендуете полезные материалы по музыкальной педагогике и исполнительству. На своей страничке вы успешно поднимаете боевой дух своих студентов и коллег во время пандемии. Ваши комментаторы отмечают Ваше умение «идти в ногу со временем». В настоящее время Вы развиваете свой ютуб-канал, посвященный вопросам фортепианной педагогике. Расскажите, пожалуйста, о нем?

— Я – начинающий блогер, но все мои выпускники просят обратной связи со мной, так что буду развиваться в данном направлении. У меня появился видео-блог на YouTube-канале, который называется «Пианизм. Методика и практика». Блог рассчитан на профессиональную, подготовленную аудиторию. Методические обзоры будут полезны для преподавателей, а видео-уроки и некоторые выступления студентов привлекут внимание учеников. Впрочем, поживем — увидим. Пока там несколько роликов по работе над гаммами, скоро появится новая информация. Жду подписчиков! Планирую сделать в январе обзор некоторых методических книг по определенным проблемам. Принимаю заявки на обзоры. (подписаться на канал можно здесь: https://www.youtube.com/channel/UCLbdu91XnWdpLSt1sHBj16g – прим. авт.)

— «Дома и без халата!» – так на своей страничке в Вконтакте Вы отметили один из плюсов дистанционного обучения. Какие еще плюсы онлайн-формата Вы можете назвать?

– Моё высказывание в данном случае, конечно, носило шутливый характер. Я по жизни человек веселый, люблю всевозможные юмористические сравнения. В период дистанционного обучения пришлось все лекции по предмету «Основные системы музыкального образования» записывать в аудио- и видео- формате. А это обязывает к определенной дисциплине в подаче материала. Свои профессиональные соображения по результатам дистанционного обучения, я высказала в своем выступлении (видеодоклад «Обобщение опыта работы в дистанционном формате обучения с учащимися старших классов в ДМШ при Кировском колледже музыкального искусства имени И.В. Казенина» в рамках VI открытой городской заочной педагогической конференции с межрегиональным участием «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДМШ И ДШИ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ» г. Сыктывкар – прим. авт.) которое можно посмотреть в моем ютуб-блоге.

— Вопрос «нужны ли современные ИКТ компетенции преподавателю в сфере художественного образования?» – звучит сегодня риторически. Время показало, насколько остро нуждаются преподаватели в свободном владении цифровыми инструментами. Другой вопрос, насколько педагогическое сообщество готово угнаться за современными реалиям?

— Каждый решает для себя, как мне кажется. В моем окружении есть возрастные преподаватели, владеющие всеми технологиями, а есть молодые, не владеющие компьютером. Я, как сейчас модно говорить, «пытаюсь быть в тренде». А если серьезно, то в нашем мире без ИКТ уже никуда. Вот допустим, нет у преподавателя времени, чтобы на уроке за 45 минут спросить гаммы, но есть возможность самому ученику сделать запись гаммы и выложить в группе для просмотра. Вот вам экономия во времени, когда ученик и педагог могут позаниматься очно более важными произведениями.

— Как Вы собираете материал для портфолио в условиях пандемии?

— Участвуем в заочных конкурсах, конференциях, благо таких сейчас на каждой интернет-страничке…

— Вы принимаете участие в составе жюри различных конкурсов и фестивалей разного уровня – от городского до всероссийского. Какие конкурсы для юных пианистов Вы могли бы порекомендовать коллегам из Республики Коми?

— Приезжайте на Всероссийский конкурс «Созвучие» в Киров. Буду работать в составе жюри с московскими коллегами из ЦМШ. Заявки принимаются до 25 декабря, видео возможно попозже. Сам конкурс состоится в январе. Информация на сайте ПДМШ города Кирова https://1dmsh.ru/download/sozvuchie-1.pdf .

— Каждый педагог гордится своими выпускниками. Выпускники Вашего класса не теряют связи с любимым педагогом. Как складываются профессиональные судьбы Ваших выпускников?

— Наша задача готовить выпускников к профессиональной педагогической работе. Не секрет, что некоторые меняют свою профессию и ищут другие пути. Были и такие в моей профессиональной биографии. Я считаю, что главное — найти свой путь в жизни, быть востребованным и самодостаточным на этой стезе. Мои выпускники работают в консерваториях, колледжах и ДМШ в Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Казани, Москве, Перми, Глазове, конечно же, в Кирове и нашей области. Очень горжусь тем, что почти все мои выпускники со мной на связи, мы общаемся как друзья, как коллеги. Это очень стимулирует меня.

Ссылка на страничку ВКонтакте Наталии Рябенковой