Преподаватели Учебного центра _ Евгения Сергеевна Григорьева

Гостья нашей рубрики — преподаватель ФГБОУ «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина», руководитель Студии семейного развития «Гармония», психолог Евгения Григорьева.

О рекомендациях преподавателям в выстраивании доверительных отношений с учащимися и о том, как формировать положительную мотивацию в обучении и саморазвитии у детей, читайте в интервью с Евгенией Сергеевной.

— Евгения Сергеевна, с чем связан выбор профессии психолога? Можете ли вспомнить тот момент, когда решили, что хотите освоить именно эту профессию?

— Психологом я решила стать в 8 классе. При этом я на тот момент вообще не имела опыта общения с психологом. В школах тогда еще не было обязательной ставки психолога. А если он и был, то с каждым учеником пообщаться, конечно, не мог.

Но вот откуда-то пришло решение стать психологом. Думаю, оно сложилось благодаря любви к чтению и наблюдению. Дело в том, что я всегда много читала и любила писать сочинения в школе, в которых нужно было делать анализ произведения, характеров героев и разгадывать мотивы их поступков по репликам, описанию автора. У меня это хорошо получалось.

А еще в детстве я проводила лето в деревне у бабушки, которая была педагогом и хранила подборку журналов «Семья и школа». Там было много статей по педагогике и психологии, приводились случаи и их решения. Помню, с каким интересом я читала про судьбы людей, их поступки.

Ну а собственно о профессии психолога я узнала из журналов для девочек-подростков, которые читала с упоением. Там приводились письма подростков с вопросами, на которые отвечал психолог.

Видимо, все это сложилось в общее представление об этом виде деятельности, и решение пришло само собой.

— Расскажите о своем профессиональном пути. С чего начинали и как пришли к собственным проектам?

— Начала работу еще учась на 5 курсе. Преддипломную практику проходила, уже работая психологом в Центре планирования семьи. Много лет своей научной деятельности и практики я посвятила психологии беременности, материнства и родительства. Затем это перешло в изучение семейных, родовых тем. Сейчас это – мои любимые, но уже не единственные темы для исследования и практической работы. После работы в медицинском учреждении я пошла работать в школу, а затем стала работать в университете на родном факультете психологии и социальной работы. Занималась методической работой и преподавала психологию студентам. Работать со студентами я очень люблю. Мне нравится делиться с ними своим опытом. С удовольствием продолжаю преподавательскую деятельность и сейчас.

В 2014 году я открыла свою студию для работы с семьей. С этого времени началась моя бизнес-карьера. Теперь мы с коллегами делаем большие фестивали, работаем онлайн. Ну и конечно, сейчас большую часть своего рабочего времени я работаю как практический психолог с группами и индивидуально.

— Какие у Вас планы на ближайшее и далёкое будущее?

— Планы всё больше выходить в онлайн. Проводить новые большие программы: курсы, тренинги. А также продолжать делать фестивали городского формата и онлайн. Кроме того, я начинаю заниматься супервизорством, т.е. сопровождать профессиональное становление коллег, помогать им разбираться с трудными профессиональными задачами и случаями.

— Как Вам удается гармонично сочетать работу в активном режиме, семью и отдых?

Не всегда это бывает так гармонично, как хотелось бы. Я этому только учусь. У меня много помощников, мои близкие поддерживают меня и не ограничивают. Чем больше дел, тем лучше надо планировать, осознанно подходить к наполнению своего дня и следить за качеством своей жизни.

— Евгения Сергеевна, что бы Вы посоветовали родителям в воспитании детей?

— Постоянно развиваться и расти, работать над своей личностью, пополнять свои знания, осознанно подходить к тем действиям и решениям, которые мы, родители, принимаем ежедневно. Важнейшее правило для родителей – самим быть счастливыми, довольными своей жизнью. Тогда дети будут видеть перед собой пример взрослых, которые справляются, движутся к своим целям, чувствуют себя сильными, активными и свободными в своей жизни. Дети таких родителей будут иметь все шансы тоже стать творцами своей жизни.

— Какие рекомендации Вы бы дали преподавателям в выстраивании доверительных отношений с учащимися?

— Преподавателю важно избегать навешивать ярлыки на ребенка. Нужно опираться на сильные стороны личности и не фиксироваться на слабых. Тогда каждый ученик рядом с таким учителем будет чувствовать себя безопасно. Когда кто-то большой и важны верит в тебя – это окрыляет! Каждый сложный ученик, пришедший к вам – это ваша профессиональная задача, вызов, точка роста. Именно так надо воспринимать сложности в общении и обучении учащихся. Тогда у педагога появляется возможность решить эту задачу, вырасти как профессионал.

— Как формировать положительную мотивацию в обучении и саморазвитии у детей?

— В детей уже при рождении «встроен» интерес к жизни. Мир огромен, возможности безграничны. Это то, что само может мотивировать ребят к развитию, познанию, раскрытию своих способностей. Главное для нас, взрослых, не «закрывать» эту способность ребенка с интересом познавать мир. К сожалению, мы торопимся «приземлить» детей, не понимая, что в это время мы создаем массу ненужных, вредных ограничений.

— Евгения Сергеевна, как Вы считаете, может ли молодой человек сразу определиться с выбором профессии и идти «своей» дорогой, прислушиваясь к себе?

— Профессиональное самоопределение – это дело всей жизни человека. Редко кому удается определиться с профессией раз и на всю жизнь. Поэтому надо дать себе разрешение сделать выбор на ближайшее время. Быть может, человек поменяется, пересмотрит свою жизнь, интересы и найдет новую область знаний и деятельности, которая вдохновит его на развитие. Опираться, я считаю, нужно на свои интересы, чувствование себя. Никакие расчеты, финансовые схемы не должны быть ориентиром. Потому что через много лет может прийти глубокое разочарование, наступит эмоциональное выгорание. Деньги здесь будут не нужны и не помогут. Человек, который занимается любимым делом, раскрывает свою личность в своем деле, не выгорает, делает его с удовольствием.

— Какие черты, присущие ребенку, было бы полезно пронести через всю жизнь? И что сохранить труднее всего, но очень важно?

— Любопытство, интерес к жизни, радость от каждодневных маленьких открытий – это то, что есть у детей в избытке и часто отсутствует у взрослых. А вот сложнее всего сохранить доверие к миру, веру в лучшее, в щедрость и доброту мира.

— Евгения Сергеевна, а есть ли у Вас рецепт, как быстро справиться с плохим настроением и упадком сил, когда ничего не хочется делать и все валится из рук?

— Каждый человек должен знать, что именно для него является быстрым способом восполнения ресурсов. Нужно просто понаблюдать за собой. Потом пользоваться. Лучше всего, чтобы это было простым, быстрым и эффективным действием. Для меня это – остаться дома, провести спокойный домашний день без спешки, добавить туда рукоделие, чтение и общение с семьей.

— И заключительный вопрос: что, по-вашему, значит быть внутренне свободным и гармоничным человеком?

— Для меня это – каждый день проживать так, как нужно именно мне, чтобы он был не зря, не потерян, чтобы быть на своем месте, с теми людьми, с которыми хорошо, и в том состоянии, которое нравится.

Благодарим Евгению Сергеевну за содержательные и интересные ответы!