О разработке рабочей программы воспитания в детской школе искусств

На вопрос о необходимости разработки и реализации рабочей программы воспитания в детской школе искусств отвечает кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования РАМ имени Гнесиных, главный редактор портала  АртРесурс.РФ Ирина Ефимовна Домогацкая.

Вопрос: У нас в городе Управление образования в своих подведомственных учреждениях дополнительного образования занимается разработкой Программ воспитания. Нас, ДХШ и ДМШ тоже настойчиво склоняют к этому делу, т.к. мы тоже доп. образование, правда в сфере культуры. Насколько правомочны эти действия и должны ли мы иметь и реализовывать Программы воспитания?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

В Федеральном законе подчеркнуто, что рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и реализуются только при освоении основных образовательных программ. Дополнительное образование, в частности, реализация дополнительных образовательных программ в области искусств в детских школах искусств одним из существенных и качественных признаков уже имеет воспитательную направленность всех реализуемых школой программ в области искусств, которая четко обозначена в федеральных государственных требованиях.

Само понятие «воспитание», данное в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», раскрывается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». 

Следовательно, разработка еще одного компонента  образовательной программы (рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы) в рамках дополнительной образовательной программы не поддержана  законодательством Российской Федерации, является для детской школы искусств избыточной, так как детская школа искусств уже является центром культуры и просветительства в территории, которую она обеспечивает не только образовательными, но и услугами учреждения культуры.

Кроме того, при осуществлении воспитательного процесса в общеобразовательной школе детская школа искусств была и есть важным ресурсом при организации мероприятий культурно-просветительского характера для детей своего региона.   

* Информационный источник — сайт АртРесурс.рф