Преподаватели Учебного центра _ Надежда Помелова

Мы продолжаем нашу рубрику, в которой рассказываем о преподавателях, сотрудничающих с нами.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с Надеждой Валериевной Помеловой, солисткой Вятского оркестра русских народных инструментов имени Ф. И. Шаляпина, преподавателя отделения «Инструменты народного оркестра» Кировского колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина, руководителя Педагогического ансамбля русских народных инструментов «Интермеццо» ДШИ «Фольклорная».

– Надежда Валериевна, как случилось, что Вы выбрали для себя путь музыканта?

– Когда я училась во втором классе общеобразовательной школы, к нам на урок музыки пришла учительница из музыкальной школы со своими учениками с концертом. Теперь я знаю, что это называется «работа по набору», а тогда просто понравилось, как дети играют на баянах и аккордеонах. По окончании концерта учительница предложила всем заинтересовавшимся пройти вступительные испытания в музыкальную школу. По итогам экзаменов мою фамилию вписали карандашом в приказ о зачислении, что имело такой смысл: еще посмотрим, сможет ли этот ребёнок учиться музыке. А я смогла!

Путь профессионального музыканта выбрала под напором обстоятельств, хотя мечтала стать филологом. После окончания школы поступила в Кировское училище искусств (ныне – Кировский колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина). И только на третьем курсе я поняла, что хочу свою дальнейшую судьбу связать с этой профессией.

– Расскажите, пожалуйста, о себе, где Вы учились, что закончили. Как сложилась Ваша профессиональная судьба?

– Музыкальную школу я закончила в городе Кирово-Чепецке, что в 40 км от Кирова. В 1993 году поступила в Кировское училище искусств, в 1997 году, после окончания училища, поступила в Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в класс профессора В.И. Голубничего. К 2005 году, через 3 года после завершения консерватории, я созрела для дальнейшего обучения и поступила в ассистентуру — стажировку Нижегородской консерватории в класс всё того же профессора В.И. Голубничего. А профессиональная судьба моя складывалась довольно удачно. В училище я училась у одного из ведущих преподавателей и исполнителей области – Аркадия Клавдиевича Помелова, за которого в 1998 году вышла замуж. Профессиональное становление я проходила под чутким руководством своего любимого педагога. С 2002 года работаю преподавателем по классу баяна-аккордеона Кировского колледжа музыкального искусства им. Казенина.

 Вы – солистка Вятского оркестра русских народных инструментов имени Ф. И. Шаляпина, преподаватель отделения «Инструменты народного оркестра» Кировского колледжа музыкального искусства им. И. В. Казенина (ККМИ), руководитель Педагогического ансамбля русских народных инструментов «Интермеццо», ДШИ «Фольклорная» – как Вам удается совмещать столько профессиональных ипостасей?

– В ДШИ «Фольклорная» я пришла работать в 2005 году концертмейстером в класс народного вокала. И меня попросили принять участие в педагогическом ансамбле, у них оказалось вакантным место баяниста. Я с удовольствием согласилась, потому что на тот момент это был для меня новый опыт в исполнительской деятельности, до этого я играла только в однородных баянных ансамблях. В конце 2005-2006 учебного года мы приняли участие в областном конкурсе, на котором получили звание лауреатов 1 степени, и меня назначили руководителем этого коллектива. Мы стали постоянными участниками всех школьных и городских мероприятий, пожалуй, ни один концерт не обходился без нашего ансамбля. И в конкурсах участвовали, выезжая в другие регионы. В 2010 году ансамблю, который к этому времени уже имел название «Интермеццо», было присвоено звание «Народный коллектив». Да, в обязанности руководителя входило много функций, временами приходилось выступать буфером между участниками ансамбля (это не говоря о подборе репертуара, написании партитур и партий, инструментовки и аранжировки, организации репетиций и концертов). Это было интересно и результативно. Но в 2018 году поменялся директор в школе, и новое руководство решило, что в моих услугах и исполнительских достижениях школа больше не нуждается. Ансамбля «Интермеццо» больше не существует, только в истории школы. Поэтому эта страница творческой биографии на сегодняшний момент перевёрнута.

В Вятском оркестре народных инструментов им. Шаляпина я работаю с 2007 год. В качестве солистки с оркестром я выступала не так уж и много, но учитывая, что баянов в оркестре всего пять, и у каждого своя партия, то каждый баянист может считаться солистом. Кстати, довольно регулярно выступаю в качестве солистки Детского образцового оркестра народных инструментов ДШИ им. Г.И. Бабко г. Кирово-Чепецка – моей родной школы. Играю сольные концерты в ДМШ и ДШИ города Кирова и Кировской области, в Вятской филармонии. А как удаётся совмещать? Просто потому, что мне это очень нравится – дарить людям радость и позитив. Находятся и силы, и желание, и время (хотя иногда сажусь за баян примерно в девять часов вечера).

Педагогическую деятельность я осуществляю в Кировском колледже музыкального искусства им. Казенина и детской музыкальной школе колледжа. Дети и студенты, конечно, разные – есть очень способные, есть не очень способные, есть «фанаты», есть просто не очень трудолюбивые. И всех надо понять и полюбить.

 Музыкальность передается в вашей семье по наследству? У вас – музыкальная семья? Расскажите, пожалуйста, о Вашем семейном дуэте «Гармония».

– Я бы не сказала, что моя семья – имеются в виду мои родители – музыкальная. Хотя папа самоучкой играет на гармони. Больше музыкантов среди моих предков не было, я стала первой, получившей музыкальное образование. Сестра закончила музыкальную школу по классу фортепиано, но выбрала более земную профессию экономиста. А вот в моей семье, которую мы построили с Аркадием Клавдиевичем Помеловым, музыкальные гены, особенно папины, нашли весьма яркое продолжение. Наша старшая дочь Татьяна – исполнительница народных песен, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, неоднократная обладательница Гран-при различных конкурсов, работала солисткой Волжского государственного народного хора им. П. Милославова (г. Самара), в настоящее время – студентка Российской академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Игнатьевой С.К.). Младший сын Денис обучается в ДМШ колледжа по классу баяна.

Ансамбль «Гармония» — это яркая и, пожалуй, лучшая страница в моей творческой биографии. В ансамблевое исполнительство меня втянул муж. К тому времени, когда я поступила в Кировское училище искусств, он был уже признанным одним из лучших баянистов Кировской области. Он всю свою жизнь, начиная со студенческих лет в Днепропетровском музыкальном училище, играл в ансамблях – чаще всего, трио. И с 2000 года мы с ним начали играть в дуэте, который назвали «Гармония». Мы объездили с концертами всю Кировскую область, в другие города нашей страны, были в Болгарии, Австрии. Среди наших друзей – Уральское трио баянистов. С одним из них, Анатолием Хижняком, мы играли трио в концерте, принимали участие в 50-летнем юбилее Уральского трио на сцене Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Два раза наш дуэт принимал участие в Абонементе Нижегородского музыкального общества «Баян и время». А в настоящее время, когда мужа не стало, наш дуэт с дочерью Татьяной носит это же название как дань семейной традиции.

 Какие проблемы в баянной педагогике, на Ваш взгляд, стоят сегодня особенно остро?

– Мне кажется, самая большая проблема – отсутствие в учебных заведениях и (особенно!) у учащихся в личном пользовании качественных инструментов. К сожалению, они слишком дорогие, и далеко не все семьи могут позволить себе приобрести для ребёнка дорогостоящий хороший инструмент. Невозможность извлекать качественный звук лишает возможности реализовать концепцию произведения. А музыкальная педагогика вообще, и баянная в частности, заключается не в умении извлечения правильных нот на инструменте, а в адекватном воплощении авторского замысла музыкального сочинения и передачи душевного и духовного переживания исполнителя.

 Надежда Валериевна, на Ваш взгляд, какое будущее у баяна?

– Будущее баяна расплывчато. В обществе обывателей этот инструмент является изгоем, которого презирают за его «примитивизм». Мне «эксперты» главной аттестационной комиссии Департамента (ныне — Министерства) образования Кировской области говорили: зачем Вы пишете статьи о старинных танцах? Вы же на баяне их не играете. На нём же играют только «два притопа, три прихлопа». И это так думают люди с высшим гуманитарным образованием! Что уж говорить о людях с техническим образованием или тех, кто, как говорится, «далёк от искусства и творчества»? В обществе профессиональных музыкантов баян до сих пор не признан как академический инструмент, имеющий право претендовать на место на академической сцене, как полноправный классический инструмент. А судя по ситуации в школах и колледжах, эти два мнения – о «непрестижности» инструмента среди населения и о непризнании его полноценным собратом по академическому искусству – прогрессируют, особенно в умах родителей потенциальных абитуриентов…

Родители сегодняшних выпускников ДШИ и ДМШ не видят перспективы в профессиональном музыкальном образовании, хотя бы в той его части, которая касается заработка и возможности обеспечивать семью. Именно поэтому, несмотря на отдельных сподвижников и энтузиастов, которые активно пропагандируют баянное исполнительство, наша отрасль музыкального искусства может остаться на сегодняшнем уровне. И сие нам неподвластно. Инициативой «снизу» это не решить.

 Как Вы относитесь к художественному образованию на дистанции? Что можете рассказать о своем опыте дистанционной работы в период пандемии?

– К дистанционному обучению отношусь, по большому счёту, негативно. Ни одна социальная сеть, имеющаяся в настоящий момент в нашем распоряжении, не обладает достаточным качеством передачи звука, чтобы можно было работать над ЗВУКОМ в музыкальном произведении. Единственный положительный момент дистанционных уроков в том, что большинство из них, если дело касается школьников, происходит в присутствии родителей, что очень дисциплинирует детей.

 Как вы относитесь к обучению детей на электронных музыкальных инструментах? Например, к обучению на цифровом баяне? Готово ли, на Ваш взгляд, музыкально-педагогическое сообщество в целом к цифровой трансформации художественного образования?

– Никогда не имела опыта общения с электронным баяном, поэтому ничего не могу сказать ни «за», ни «против» этого инструмента. Возможно, это вполне перспективно, поскольку расширяет исполнительские возможности, будет обладать определённой привлекательностью для детей и их родителей. Поэтому не отказываюсь от такого варианта обучения на нашем инструменте, тем более, даже не попробовав его.

 В марте этого года Вы проводили курсы повышения квалификации в Сыктывкаре для педагогов детских школ искусств Республики Коми. Отзывы у слушателей были самые положительные: многие отмечали важность и полезность затронутых тем, полноту раскрытия материала. Сможете ли Вы провести курсы повышения квалификации дистанционно, если потребуют обстоятельства?

– Да, я готова проводить занятия в любом формате, как того потребуют обстоятельства нашей непростой жизни. Несмотря на высказанное выше негативное мнение о дистанционном обучении, со взрослыми слушателями всегда можно найти способы и возможности поделиться знаниями и умениями по видеосвязи. Опыт последнего полугодия позволил освоить разнообразные формы обучения, и их применимость оказалась довольно обширной. Поэтому любую предложенную форму я буду приветствовать и, по мере сил и возможностей, искать и предлагать наилучшие пути по реализации обучения.